Марина Любельская: Конкуренция с комфортом может заставить бизнес-класс уйти в премиум


Традиционное сегментирование новостроек на различные классы в зависимости от качества и стоимости проектов сегодня не отражает действительной разницы между проектами, считает первый заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Марина Любельская. Проекты бизнес-класса, задавшие тренд всему рынку недвижимости, сегодня вынуждены конкурировать с комфорт-классом, который вобрал в себя всю внешнюю атрибутику бизнеса, но значительно уступает в цене. Уже в ближайшем будущем бизнес-класс может существенно видоизмениться, уверена Любельская.

Столичный бизнес-класс в современном понимании зародился на рубеже XXI века и отличался от стандартного предложения на рынке недвижимости обособленным закрытым двором, подземными паркингами, уникальной архитектурой от топовых мировых бюро, эксклюзивностью в фасадном решении и оформлении входных групп, качеством строительства и используемых материалов. Приобретая квартиру в таком жилом комплексе на 30% дороже рынка, покупатель получал в придачу к квадратным метрам дополнительную площадь для прогулок, занятий спортом и времяпрепровождения с друзьями, а также определенное подтверждение своего статуса и уверенность в социальном статусе своих соседей.

Со временем, этот стандарт жилья набирал все большую популярность – люди были не готовы платить за «голые квадратные метры» без соответствующей инфраструктуры. Стандарты бизнес-класса были закреплены в требованиях к новостройкам по спортивной, торговой и социальной инфраструктурой. Так, все характеристики бизнес-класса перекочевали в проекты массовой застройки класса комфорт, которые значительно выросли в цене.

Это позволило, отмечает Марина Любельская, проектам комфорт-класса появиться в дорогих локациях, априори считавшихся локациями бизнес-

класса: в экологичном районе, рядом с набережными, с хорошей транспортной доступностью и близко к центру.

Это стерло последнее видимое различие между двумя этими сегментами рынка недвижимости и сегодня отличие между новостройками в этих двух сегментах для массового покупателя не очевидно. Покупатель, который выбирает свое будущее жилье по месторасположению комплекса и красивой визуализации, отчетливо видит лишь одну разницу: разницу в цене.

«Эта разница достигается за счет следующих факторов: в проект бизнес-класса приглашаются ведущие мировые архитекторы, обеспечивающие каждому зданию индивидуальный и эксклюзивный облик, для воплощения которого необходимо использование инновационных стройматериалов. Сами дома построены с использованием дорогих и качественных материалов во внутренней и внешней отделке. Благодаря этому каждый проект становится событием на рынке недвижимости и знаковым объектом столицы – сложно найти хотя бы два одинаковых дома бизнес-класса, не говоря уже о двух похожих жилых комплексах», — отмечает Марина Любельская.

В то же время классу комфорт+, перенявшему внешние атрибуты бизнес-класса, свойственны массовость, дешевизна и серийность. Это обеспечивает невысокую цену за квадратный метр в подобных проектах, но лишает их статуса и эксклюзивности. Кроме того, сохраняется и разница в качестве используемых материалов: там, где в бизнес-классе используется настоящий мрамор, в классе комфорт – имитация из итальянской штукатурки.

«Безусловно, сохраняется доля покупателей, которые выбирают проект бизнес-класса именно из-за его качества, эксклюзивности и статуса и готовы за это доплачивать. В то же время, практически рядом с любым таким проектом есть несколько жилых комплексов классом ниже и уступающих в цене до 30%. Лишившись конкурентного преимущества в престижности месторасположения, бизнес-класс оказался в неравных конкурентных условиях и столкнулся с оттоком массового покупателя в класс Комфорт+», — отмечает Марина Любельская.

Все это может привести к тому, что бизнес-класс в ближайшем будущем будет вынужден видоизмениться или даже раздробиться на два более мелких сегмента.

«Мы видим два пути развития: отказаться от использования дорогих отделочных материалов и успешно конкурировать с комфорт-классом в его ценовой категории. Либо привлекать новых покупателей из более дорогостоящих классов – премиум и элит, за счет более прогрессивного технического оснащения зданий, улучшения качества отделки, использовании

более престижных отделочных материалов и создании изолированной от посторонней инфраструктуры», — рассказывает Марина Любельская.

Поэтому, принимая решение о покупке квартиры, соответствующей классическому понятию «бизнес-класс» по соответствующей цене, покупателю есть смысл поторопиться. Ведь, возможно, уже со следующего года эксклюзивность и качество сегодняшнего бизнес-класса можно будет найти только в премиальном сегменте жилья, а это совсем другая ценовая категория.