Автор концепции «чувствительной архитектуры», профессор MIT Карло Ратти приедет в Москву для защиты своего проекта реновации


В четверг, 21 декабря известный урбанист, автор концепции «чувствительной архитектуры», профессор Массачусетского технологического университета Карло Ратти приедет в Москву для защиты проекта реновации, разработанного совместно с российской архитектурной студией А-Проект.к Концерна «КРОСТ». Международная концепция реновации четырех кварталов Хорошево-Мневников предусматривает внедрение интерактивных систем управления городом в режиме реального времени, разработанных учеными лаборатории Карло Ратти.

Карло Ратти и его команда разработали концепцию архитектуры, которая «чувствует» жителей и отвечает им. По словам исследователя, в современном городе происходит множество процессов, которые можно измерить различными датчиками: фиксировать информацию о состоянии коммунальных систем, мобильных сетей, автомобильного трафика, даже движении мусора. Весь этот огромный поток данных в современном городе можно считывать, анализировать, сопоставлять и создать многомерный «портрет города», а следовательно — более продуктивно им управлять.

В своей книге «Город завтрашнего дня» Карло Ратти описывает становление «больших городских данных», где в качестве сенсоров выступает сам человек — житель города, района или квартала, использующий различные digital-инструменты: смартфон, датчики умного дома, даже социальные сети.

«Этот кладезь информации способен помочь нам глубже понять, как люди взаимодействуют с физическим пространством и внутри него, по мере того как электронные отметки наносятся на карту и накладываются друг на друга, выявляя, например, перемещения и активность туристов», — пишут исследователи и отмечают, что массив этих данных позволит организовать и структурировать жизнь города и управлять различными процессами, происходящими в нем.

Одна из последних работ лаборатории Массачусесткого технологического института Senseable Сity Lab, возглавляемой Карло Ратти, связана с исследованием движения такси в Манхэттене в часы пик. Проанализировав движение более 1000 автомобилей и свыше трех миллионов поездок ученые выяснили, что в пиковые часы дорожная сеть Манхэттена может функционировать без пробок, используя лишь 15% от нынешнего количества машин, если в каждом автомобиле будет перемещаться не 1 человек, а 2-3. По данным исследователей, почти в 98% автомобилей едет всего один человек. Если запустить алгоритм райд-шеринга — совместных поездок — то среднее время ожидания автомобиля составит всего 2-3 минуты, но количество транспортных средств можно будет сократить почти на 85%, что позволит полностью избавится от пробок.

Для московского проекта реновации четырех жилых кварталов в Хорошево-Мневниках архитекторы под руководством Карло Ратти разработали концепцию реорганизации 77 квартала, окруженного со всех сторон крупными транспортными магистралями. Жить здесь — не комфортно и даже опасно для здоровья, так как квартал в существующем виде — проницаем для выхлопных газов и загрязнений от автомобилей. Но здесь удобно работать и развиваться — квартал максимально доступен для транспорта и жителей, здесь будет создан транспортно-пересадочный узел, включая станцию метро. Исследователи Senseable Сity Lab предложили реорганизовать квартал для общественной жизни и создать здесь общественно-деловой центр со студенческим кампусом и центральной площадью — центр притяжения для всех жителей района. За счет создания этого центра и планируемых налоговых отчислений от компаний-резидентов планируется окупить затраты на реновацию всех четырех кварталов Хорошево-Мневники.

Кроме того, Карло Ратти предлагает создать в реновируемых кварталах систему умного транспорта, способного решить проблему «последнего километра» — путь от остановки до дома, который приходится преодолевать пешком. Вместительные беспилотные «электробусы» могут ехать по виртуальным рельсам, в том числе и по пешеходным дорожкам. Это безопасно для пешеходов и жителей, так как скорость такого транспорта не превышает 15 км. в час. Подобный опыт создания сети беспилотных минивэнов для внутриквартального движения уже внедрен во многих развитых странах — за время существования проектов перевезено более полутора миллионов пассажиров. Система доказала свою рентабельность, безопасность и удобство для жителей.

Важный пункт концепции, предложенной командой Карло Ратти для реновации в Хорошево-Мневниках, предполагает создание единого ситуационного центра, аккумулирующего информацию с различных

электронных датчиков и смартфонов жителей. С помощью этой системы специалисты коммунальных служб будут оперативно осведомлены о перегоревшей лампочке на уличном фонаре и смогут ее заменить. Система будет иметь и пользовательский интерфейс для жителей: каждый человек сможет через специальное приложение на своем мобильном устройстве сообщить обслуживающей организации о проблеме: например, о вытоптанной клумбе.