Как грамотно управлять ТЦ? – Мы знаем ответ!


20 февраля в московском отеле Radisson Blue Belorusskaya состоялась практическая конференция «Управление торговой недвижимостью» с участием ведущих экспертов профессионального сообщества.

В первой части Саммита — панельной дискуссии «Стратегии реальности: от эпохи потребления в рациональное русло» участники обсудили общую картину рынка торговой недвижимости, мировые тренды и тенденции в этой области, функциональный состав для современного ТЦ, а также узнали — как сегодня изменилось поведение покупателя и каковы перспективные ниши для альтернативного развития сегмента торговой недвижимости. Модератором сессии выступила генеральный директор Promotion Realty Виталия Львова.

Говоря о ключевых трендах и концептуальных решениях в области торговой недвижимости, Семен Юрченко — партнер, руководитель департамнта управления недвижимостью Cushman & Wakefield (Россия), отметил, что: «В условиях быстро меняющегося рынка, концепция ТЦ будет считаться успешной, если сможет быстро подстраиваться под современную картину рынка, быть гибкой в управлении и корректировке. Несколько трендов в этой области: функционал (предоставляемые услуги и сервис) ТЦ расширяется, частота проведения акций и других мероприятий увеличивается, а предложение для покупателя становится все более персонализованным». Помимо этого, Семен Юрченко отметил три вызова современности, на которые успешно функционирующие торговые площади отвечают быстро: «На сегодня, покупатель хочет купить здесь и сейчас, при этом имея возможность совместить шоппинг с электронной коммерцией. Также покупатель воспринимает ТЦ как место не просто шоппинга, а целого времяпрепровождения, прогулок и досуга».

Антон Реутов, эксперт по коммерческой недвижимости и бизнес-тренер, продолжил дискуссию рассказом о перспективных нишах и направлениях для преобразований и альтернативного развития районных ТЦ — самого устойчивого формата торговых площадей: «Есть много торговых центров с отличной локацией и хорошим трафиком, которым не поможет реконцепция. Её можно провести, если базовые ошибки в концепции не допущены изначально, иначе — это нерентабельно. Опыт создания такого объекта может лишь помочь девелоперу при создании нового и только. Поэтому, на первом этапе планирования, нужно грамотно определится с логистикой, концепцией и подбором якорей, словом, с базой для ТЦ».

Виталия Львова, генеральный директор Promotion Realty, рассказала о функциональном составе для современного торгового объекта. «Сейчас есть много трендов, и мы путаемся — что нужно внедрять, а что нет. Мы должны помнить, что наш главный принцип — учитывать потребности своей целевой аудитории. Нужно быть готовыми к постоянным изменениям, чтобы всегда давать людям то, что им требуется в данный момент. Вы должны выискивать те ниши, которые в вашем ТЦ не закрыты и которые помогут привести больше покупателей на объект», — резюмировала эксперт.

Раскрывая тему интеграции новых возможностей и развития дополнительной инфраструктуры и сервиса в торговом центре, Олеся Королёва, директор по эксплуатации Иммошан Россия, отметила: «Для начала в проекте нужно учесть базовые вещи — конфигурацию, пространство, локации и трафикообразующие составляющие. Различные «фишки», которые помогут привлечь клиентов, будут «наслаиваться» на вашу концепцию. В нашем ТЦ «Аквариум» в Тольятти мы начали прорабатывать концепцию и «фишки» почти за 2 года до открытия. Он позиционируется как торговый центр доступного шоппинга для мам с детьми. Одна из его «фишек» — комнаты для матери и ребёнка с креслами для кормления, приспособлением для подогревания детского питания и специальными стульчиками, где можно расположить ребенка. «Аквариум» в первые четыре месяца после открытия был признан лучшим ТЦ для посещений с детьми».

Во второй части Конференции — бизнес-практикуме «Мастер-план для ТРЦ: алгоритмы стабилизации и роста» вопросами для обсуждения стали «острые углы» при взаимодействии с арендаторами, актуальные тенденции в маркетинге ТЦ, новые инструменты изучения целевой аудитории, а также современные технологии и мобильные решения как средство оптимизации затрат. Модератором сессии выступила Анастасия Кременчук, директор по развитию, главный редактор информационно-аналитических порталов Arendator.ru, Urbanus.ru, Cottage.ru, Skladno.ru.

Цезарь Полторак, руководитель розничных операций Fashion House Group в России и Румынии поделился с участниками мнением относительно работы с арендаторами: «У арендодателя и арендатора одинаковая цель — получить прибыль. Это означает совсем разные вещи для двух сторон. Необходимо удержать долю аренды в товарообороте на уровне, который будет давать прибыль инвесторам, и позволит развиваться нашим арендаторам. Они должны сотрудничать в этом процессе. Самое важное, чтобы обе стороны понимали, что это совместный бизнес и только по-партнерски можно идти вперед».

Освещая тему новых инструментов изучения целевой аудитории ТРЦ, Елена Розанова, директор развития бизнеса департамента управления недвижимостью Colliers International, отметила: «Один из главных новых инструментов — «Карта пути» — это вся история покупателя о том, как он взаимодействует с вашим объектом. Чтобы ее составить, нужно четко понимать желания и мотивы покупателя, а значит видеть целостный портрет. Исходя из этого, существует еще один инструмент — «Персоны». Это составление более четкого описания вашей целевой аудитории, этакая картина реального человека, с очень точными характеристиками и в психологическом, и в физиологическом смысле, которые включают даже возможные имя и фамилию».

Андрей Синявин, руководитель отдела консультаций Sawatzky Property Management затронул тему аудита торгового комплекса, дав участникам рекомендации — какие издержки можно и нужно снимать. «Если кто-то ведет бизнес в торговле и общается с аутсорсинговой компанией на протяжении нескольких лет, можно попробовать сменить её и тем самым сэкономить на издержках. Точно также как и поменять управляющую компанию. В связи с недавними экономическими кризисами, не знаю ни одного руководителя, кто максимально не соптимизировал бюджет ТЦ. Все инструменты остались прежними, что можно было урезать — уже урезано, резерва для экономии практически не осталось» — отметил эксперт.

Переходя к теме современных технологий в области управления торговой невидимостью, Денис Иванов, управляющий партнер ООО «ОДИН», рассказал о мобильных решениях как средстве оптимизации ОРЕХ ТЦ: «На мой взгляд, мобильные приложения и решения, ориентированные на покупателя, не работают. Этого нельзя сказать о приложениях для сотрудников, охраны, арендодателей. Приложения помогут тратить деньги эффективно, контролировать качество работы, сотрудников, повысить ответственность арендаторов.

Это обеспечивает прозрачность — можно контролировать, кто, где находится и чем занимается».

В программе мероприятия также выступили Михаил Сафонов, директор по развитию PM & Retail компании Knight Frank; Вальдемар Вайсс, глава российского филиала Munitor Gruppe; Тимур Хазраткулов, операционный директор управляющей компании SRV; Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow; Елена Енина, руководитель Департамента недвижимости ТРИНФИКО Проперти Менеджмент, а также Александр Головачев, ведущий инженер SVN Eastward Property Management.

Практическая конференция «Управление торговой недвижимостью» состоялась при поддержке Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), Ассоциации инвесторов Москвы (АИМ) и MAPIC Russia. Организатор мероприятия — учебный центр Academy of Real Estate (ARE), оператор — PROEstate Events.

Генеральный информационный партнер — Arendator.ru;

Генеральный отраслевой партнер — ИД «Импресс медиа»;

Информационные партнеры: портал BSN.ru, журнал «Дайджест Недвижимости», портал Zdanie.info, портал OFFICEvMOSKVE.ru, ГК «RWAY», Порталы РосРиэлт и Restate.